СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
Просмотры: 3066 | administrator | 19.03.2024 | Комментарии 0

 «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни»

Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной. 
В настоящее время пути и средства оздоровления детей – дошкольников сводится в основном к комплексу профилактических мероприятий, т.е. утверждается принцип: «Здоровье — это отсутствие болезней». 
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит только от здравоохранения и более чем на половину - от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста. 
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т.е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни. 
Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и родителей, которым, к сожалению иногда не хватает соответствующей информации о методах сохранения и защиты здоровья у детей. 
Содержание воспитания здорового образа жизни у дошкольников: 
• Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках. 
• Познакомить с частями тела человека : голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши ит.д. Каждая часть тела выполняет определенные функции. 
• Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения, следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос. 
• Учить пользовать индивидуальным полотенцем, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви. 
• Учить тщательно, пережевывать пищу, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом. 
• Учить детей при появлении болей обращаться за помощью к взрослому. 
• Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания гигиенических процедур, движений, закаливания. 
• Отмечать значение тренировки мышц для здоровья человека. 
• Знать подбор упражнений для того, чтобы сталь ловким, сильным, выносливым, быстрым, гибким. 
• Знать правила сохранения правильной осанки и подбор упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника. 
• Знать упражнения для предупреждения плоскостопия. 
• Учить детей отворачиваться при чихании кашле, пользоваться при этом салфеткой или носовым платком. 
• Проявление осторожность в общении с незнакомыми людьми. 
Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки). 
Одно из главных условий – нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил: 
• Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время. 
• За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений(телевизор, компьютер т.т.) 
• За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять. 
• Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут. 
• Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено. 


Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка. 

 

"О вреде некоторых детских телепередач для вашего ребёнка"

       Многие родители даже не догадываются, какой вред они наносят здоровью своего чада, включая телевизор, покупая видеокассеты с многочасовыми записями мультипликационных и художественных фильмов.Телевидение оказывает негативное влияние, как на самых маленьких, так и на более взрослых детей. Любой родитель, задавшийся целью проанализировать, что же смотрит его ребёнок по телевизору, обнаружит далеко не радостную картину.

Новомодные мультфильмы не учат добру, любви, в них практически нет разумного содержания, какого-то элементарного смысла. 3-4 летний ребёнок с удивлением посмотревший японских покемонов, не может рассказать, что он смотрел, о чём вообще этот мультик.

Ребята постарше, открыв рот, смотрят боевики с кровавыми сценами, виртуозными драками, изощрёнными пытками. С телеэкрана идёт настоящая пропаганда зла и жестокости. Если тебя обидели, если разозлился - ударь! -такой выход предлагает телевизор. Детская психика очень податлива, она как вода, принимающая форму кувшина, в котором находится, в нынешних условиях жизни принимает извращенные формы.

Сегодня практически нет психологически и невростически здоровых детей. А телевидение, помимо вреда для нравственности имеет и скрытый отрицательный эффект для здоровья ребёнка. Наши глаза не улавливают быстрой смены кадров, но мозг очень чётко их фиксирует, получая при этом мощные перегрузки. Здоровый, крепкий мозг взрослого человека устаёт от этого, а малышам намного тяжелее.

Противопоказано смотреть телевизор детям с пониженным порогом судорожной способности. А таких детей сегодня больше 80 % от общего числа. В результате просмотра вся нервная система приходит в возбуждение. Отсюда и нарушение сна, и нервозность, и плаксивость. За 2 часа до сна необходимо полностью исключить все возбуждающие факторы, в первую очередь - телевизор. Если ребёнок плохо спит, ему нельзя смотреть даже «Спокойной ночи, малыши».

Понятно, что в наш технический век нельзя полностью исключить телевидение из жизни ребёнка, но нужно постараться максимально ограничить время телепросмотра.

Сегодняшние дети просиживают часами у экранов телевизоров,смотрят бесконечные «видики», «DVD» играют в компьютерные игры. Педагоги и врачи уже замечают последствия подобного времяпрепровождения: это игиподинамия,отсутствие навыков общения,утомляемость,сверх возбудимость, даже ставится такой страшный диагноз как компьютерная эпилепсия.

Всем известна фраза: «Все болезни от нервов».

 

 РОДИТЕЛИ ПОМНИТЕ!

 

Позволяя ребёнку смотреть бесконечные видеофильмы, не отрывая его от экрана телевизора для прогулок на улице или работы по дому, вы ОБРЕКАЕТЕ своего ребёнка на заболевания нервной системы, желудочно-кишечного тракта, вегетососудистой системы, психологическую неполноценность и так далее...

А там глядишь, и вовсе через несколько поколений начнут на Земле рождаться ТЕЛЕПУЗИКИ...

 Телевидение стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно информирует, просвещает, пропагандирует, предлагает нам произведения кино, музыки, эстрады. Больший объём информации дети получают именно с экранов телевизоров. Строго говоря, любая телепередача - обучающая. Учитывая, что родители уделяют внимание детям только урывками, между работой и отдыхом, можно сделать вывод, что телевидение сегодня является мощной школой жизни и образовательной школой. А учатся наши дети на дешевых сериалах, жестоких боевиках и шокирующих ужастиках. Учатся не светлому, доброму, разумному, а жестокости, цинизму, культу силы. Конечно, более полезно для развития ребёнка чтение книг, добрых сказок. Однако, у родителей, озабоченных добыванием денег на хлеб насущный, не всегда есть время и желание делать это. В таких случаях альтернативой телепросмотра может стать прослушивание аудиозаписи сказки с музыкальным оформлением в исполнении профессиональных артистов. При восприятии на слух малыш вынужден придумывать облик героя, представлять его Действия, развиваяфантазию и мышление.

Как накормить малоежку?

Практически каждая мама считает, что ее ребенок плохо ест. Однако случаи, когда недоедание действительно негативно сказывается на развитии и состоянии здоровья малыша, крайне редки. Так может быть, это так называемая проблема больше досаждает родителям, чем ребенку? В чем же причина плохого аппетита? Как его улучшить и стоит ли вообще тратить на это силы и время?

Детские врачи и психологи любят повторять: «Еще не один ребенок не заморил себя голодом». Действительно, в большинстве случаев «малоежки» и «плохоежки» совершенно не уступают в физическом и умственном развитии карапузам с отменным аппетитом. Количество потребляемых и усваиваемых калорий, необходимое организму для нормального роста и развития, абсолютно индивидуально. Если соседский малыш съедает каждые три часа по «взрослой» порции, это вовсе не означает, что ваш ребенок должен придерживаться такого же рациона.

Проблема аппетита у ребенка, как правило, имеет отношение к психологическим проблемам его родителей, а не его самого. Высота самооценки молодой мамы прямо пропорциональна величине щек ребенка – к сожалению, это грустная правда. Взрослые зачастую подвержены влиянию общественного стереотипа: если ребенок ест много и часто, он будет здоровым и крепким – и наоборот. Однако это всего лишь стереотип. Если «малоежка» активен и жизнерадостен, значит ему вполне достаточно того объема питательных веществ, которые он потребляет с пищей. Даже если малыш, на ваш взгляд, худощав, это вовсе не означает, что худоба каким-то образом угрожает его здоровью. Детское ожирение – куда опаснее.

Конечно, у плохого аппетита могут быть и объективные причины: различные расстройства вегетативной нервной системы (врожденные и приобретенные), расстройства пищеварения, нарушения обмена веществ и хронические заболевания. Поэтому, если вам кажется, что ваш малыш слишком мало ест, то прежде чем пичкать его кашей и превращать обед в феерическое шоу, обратитесь к врачу. Он назначит ребенку обследование, если это необходимо. Если в ходе обследования будут выявлены какие-либо заболевания, ставшие причиной снижения аппетита, их необходимо будет лечить. Если же никаких объективных причин плохого аппетита не выявлено, не спешите обвинять ребенка в упрямстве и капризах. Оставьте за ним право выбора: есть или не есть.

Советы родителям

  1. Ни в коем случае не кормите ребенка насильно. В том числе, не пытайтесь впихнуть в него последнюю ложку, если он от нее отказывается. Лучше съешьте ее сами. Стресс во время еды может спровоцировать устойчивое отвращение как к конкретным продуктам, так и к приему пищи в целом. Вспомните себя: наверняка, для вас самыми нелюбимыми продуктами являются те, которыми вас пичкали в детстве.

  2. Не включайте телевизор, мультики, не устраивайте представлений во время еды. Малыш очень быстро вас «раскусит» и начнет шантажировать – будет отказываться есть без развлечений, даже когда хочет есть. А главное, просмотр телевизора во время еды и воздействие других раздражителей крайне негативно сказывается на становлении детской пищеварительной системы.

  3. Прогулка, активные игры или помощь родителям в работе по дому – лучший способ повысить аппетит.

  4. Не ленитесь. Уделяйте больше внимания внешнему виду блюд. Аппетитно то, что красиво. И ребенок в этом случае – самый благодарный ценитель. Конструируйте машинки из ломтиков овощей, вулканы из пюре – фантазируйте!

  5. Маскируйте нелюбимые малышом продукты. Если он отказывается есть мясо или рыбу, ему вовсе не обязательно знать, из чего сделаны сосиски и котлеты.

  6. Привлекайте ребенка к приготовлению пищи. Пусть помогает вам мыть овощи, месить тесто, лепить сырники. Он не откажется от еды, к приготовлению которой сам приложил руку.

  7. Не забывайте обогащать ежедневный рацион ребенка витаминами и минералами. Курс приема витаминных комплексов рекомендуется повторять каждую весну и осень. Маленькие привереды и «плохоежки» - не большие любители таблеток и драже. Однако все дети с удовольствием принимают витамины, изготовленные в форме разноцветных фигурок с фруктовыми вкусами.

  8. Приучайте малыша к культуре приема пищи. Сажайте его за стол вместе со взрослыми. Пусть у него будет своя любимая посуда. Преподайте ему элементарные правила поведения за столом. Если делать это спокойно, доброжелательно, без негативных эмоций и наказаний за непослушание, малыш воспримет это как интересную «взрослую» игру. Дайте ему понять, что хорошее поведение за столом и отменный аппетит делают его более взрослым в глазах окружающих.

          

            Питание

  • Включайте в рацион ребенка больше продуктов, богатых клетчаткой: бобовые, хлебобулочные изделия из муки грубого помола, блюда из цельных зерен, свежие фрукты и овощи, зелень.

  • В ежедневном рационе малыша должны в достаточном количестве присутствовать продукты, богатые белком: мясо, рыба, бобовые, творог, сыр и др.

  • Позаботьтесь, чтобы ребенок ежедневно получал достаточное количество очищенной негазированной воды. Ни в коем случае не заменяйте полностью воду соками и другими напитками.

  • Проследите, чтобы в рацион ребенка входило как можно меньше консервированной пищи, колбас, мучных изделий, сладостей, полуфабрикатов, фаст-фуда, газированных напитков.

            Быт

  • Регулярно проветривайте детскую комнату: не меньше 2-х раз в день по 10-20 минут.

  • Письменный стол и игровой уголок должны соответствовать росту ребенка и быть хорошо освещены. Для занятий с компьютером ребенку понадобится специальная мебель, обеспечивающая физиологически благоприятное положение.

  • Спальное место ребенка должно находиться подальше от обогревательных приборов и источников электромагнитного излучения.

                      

           Консультация для родителей

 « Что такое коллекция?  Как и что можно коллекционировать?

Увлечения бывают разные. Одни увлекаются разведением рыб , другие обожают готовить разные блюда, кто-то проводит все свободное время в спортивном зале или за чтением книг. Этот список можно продолжать бесконечно. Но можно без ошибки утверждать, что больше всего среди увлеченных людей- коллекционеров, тех, которые что–нибудь, хоть раз в жизни , да собирали. Конечно, не всех из них можно назвать коллекционерами.

Кто же такой коллекционер? Коллекционер – человек, собирающий коллекцию. Что же тогда коллекция ? Коллекция – систематизированное собрание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес .Например: коллекция картин, минералов, почтовых марок . Собирание чего-либо - это не работа, за которую платят деньги . Это хобби, ради которого увлеченный человек тратит свое свободное время и зачастую и материальные средства. Коллекции различаются по размерам. Некоторые так велики, что размещаются в крупнейших музеях. А другие умещаются в обычных городских квартирах .Начинающим коллекционерам порой достаточно одного альбома или коробки. Ценность любой , даже самой маленькой домашней коллекции – в системе .Это значит, что все ее предметы располагаются в определенном порядке: по времени создания, по странам, по темам, по алфавиту так, чтобы нужный предмет можно было бы быстро найти. Нет системы, нет и коллекции, а есть просто случайное собирание предметов . Коллекционирование – это, как правило, не профессия а увлечение. Но,  собирая коллекцию человек приобретает много новых знаний. Например, у филателиста появилась новая марка . Прежде всего, он прочтет название страны,  выпустившей эту марку, потом захочет узнать, что (или кто) изображено на ней . Вот и придется заглянуть в справочники , словари , энциклопедии или в Интернет.Покупайте для ребенка каталоги, энциклопедии, помогайте классифицировать предметы, просматривайте интернет- сайты. Однако не берите всю инициативу на себя , пусть коллекция принадлежит ребенку. Вы только контролируйте процесс. Коллекционирование является средством развития познавательной активности ребенка. Развитие способности начинается с пробуждения социальных интересов, которые затем переходят в склонности к определенным занятиям и деятельности. Поэтому у ребенка огромная потребность в новых впечатлениях , в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать –это создает возможность для познавательного развития. В процессе коллекционирования активно развиваются разные стороны личности: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная, действенно-практическая.   Коллекционирование – это внимание, память, гибкость и нестандартность мышления, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, комбинировать, обобщать, выделять главное. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, эмоции и чувства. Если сбором коллекции занимаются все члены семьи, то это сближает, сплачивает их, в семье появляются общие интересы, способствующие возникновению доброжелательной атмосферы доверия и взаимопонимания. Ведущая роль в коллекционировании принадлежит взрослым. 
Советы по началу  коллекционирования:
 1.Систематизация и изучение собираемого , о знаменитых коллекционерах и их  коллекциях, а также о необычных коллекциях.
 
 2.Интерес ребенка к коллекционированию зависит от того, как взрослые относятся к собирательству (увлекают ребенка за собой или гасят своим пренебрежительным отношением). Если родители поддерживают интерес ребенка, направляют его познавательную деятельность, то формируются такие черты личности, как любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка познавательную направленность.
3.Что же лучше всего коллекционировать с детьми? Сделать выбор не всегда просто, главное, чтобы союзниками в выборе были дети. Возможно, сначала вы будете собирать несколько разных коллекций, и лишь потом, когда интерес к какому-либо виду предметов станет преобладающим, вы определитесь с окончательным выбором. Младших дошкольников чаще всего привлекают игрушки животных или игрушки из киндер-сюрпризов. Более старшие дети склонны собирать фигурки динозавров, модели кораблей, самолетов, открытки, марки, минералы и т.п. Развивающим эффектом   обладает собирание гербариев, также интересно собирать птичьи перья, ракушки, камушки. Всегда привлекательны для детей вещи, которые ничего не стоят. Собирать их бывает увлекательно, главное выбрать интересную тему. 
4.Место для хранения коллекции. Она должна быть доступна для детей. Мелкие предметы можно хранить в коробках, а для открыток и вкладышей подойдут альбомы.
 5.Формирование бережного отношения к коллекции. Вместе с детьми обсудите правила обращения с предметами коллекции. Дошкольники должны понимать, что это не обычные игрушки, а экспонаты, которые надо рассматривать, любоваться ими, и в то же время нельзя делать их неприкасаемыми, так как тогда дети потеряют к ним интерес.